Рабочие лошадки. Корейские и китайские автомобили готовы
потеснить российских и украинских производителей из бюджетного сегмента
На украинском авторынке заканчивается эра российских автомобилей.
В мае ВАЗ уступил свою неизменную первую позицию в рейтинге самых
продаваемых машин корейскому Hyundai, который продал на 168 авто больше.
«Если в 2002 году 55% рынка занимали автомобили ВАЗ, то сейчас их доля
уменьшилась до 12%. И продолжает сокращаться», – отмечает директор
компании «Автоконсалтинг» Олег
Омельницкий. Опрошенные Фокусом
эксперты не исключают, что в ближайшие месяцы ВАЗ ещё может вырваться в
лидеры. Однако украинцам уже не придётся выбирать исключительно между
изделиями украинского и российского автопрома. Бюджетный и средний
сегмент пополняется недоступными ранее марками.
Делим дёшево
Потеря
россиянами части украинского рынка произошла в основном по вине самих
компаний-производителей. «Доля автомобилей Lada в Украине уменьшилась
из-за снижения продаж автомобилей Lada Kalina и Lada Priora, которые
импортируются из РФ. Повлияло и неоднократное повышение заводских цен на
авто в 2011-м (на некоторые модификации на 10%) Кроме того, в РФ более
года успешно осуществлялась программа утилизации старых автомобилей, в
связи с чем машины были очень востребованы на внутреннем рынке и
поставлялись с перебоями», – объясняет заместитель главы правления по
продажам и развитию дилерской сети АО «Украинская Автомобильная
Корпорация» (выпускает в том числе автомобили Lada 210934 и 210994)
Вячеслав Поврозник. Свободное место быстро заняли Hyundai,
презентовавший в апреле относительно недорогую модель Accent, и ЗАЗ,
начавший в 2011-м продавать ЗАЗ Forza. В итоге продажи первого выросли в
мае на 213 авто по сравнению с апрелем, а второго – на 273. Список
игроков в бюджетном сегменте не ограничивается этими компаниями – в
нынешнем году на украинский рынок вернулись китайские автомобили,
свернувшие работу во время кризиса. «Сейчас это в основном марки Geely и
Chery, хотя до 2008-го их было около 30. Они постепенно восстанавливают
позиции – доля китайских брендов в мае составила 4,27 процента», –
рассказывает Омельницкий.
Пополнился список игроков сегмента
бюджетных авто и машинами, традиционно относящимися к более высокому
классу – Volkswagen и Renault. Первый вошёл в бюджетный сегмент, начав
выпускать автомобили в России, а второй – поглотив ориентированную на
менее состоятельных клиентов Dacia. Впрочем, уверен директор
«Автоконсалтинга», расширение класса бюджетных авто произошло не только
благодаря слияниям и поглощениям и выпуску новых моделей – выросла
стартовая цена машин. Если ещё в начале года самую дешёвую модель – ЗАЗ
«Славуту» можно было купить за 38 тыс. грн., то сегодня цены стартуют от
52 тыс. грн. за «Ладу 2107». В связи с этим сейчас Volkswagen Polo за
112 тыс. грн. относят к бюджетным авто.
Для покупателей главным критерием при выборе автомобиля
по-прежнему остаётся цена. «Как правило, потребитель определяется с
суммой, которую готов потратить на приобретение машины, после чего
смотрит, что предлагают на рынке за эти деньги», – констатирует директор
по маркетингу и продажам «Субару Украина» Павел Кузьмин. Наибольшим
спросом у украинцев пользуются автомобили в ценовом сегменте
6–10
тыс. евро (31% всего объёма продаж), за ними следуют автомобили по цене
от 10 до 15 тыс. евро (около 21%), далее – от 15 до 22 тыс. евро
(примерно 19%). Поэтому компании стараются удержать низкие цены.
В
этом году были снижены розничные цены на большинство моделей брендов
Chevrolet и Chery (4–5%). Стоимость автомобилей Kia не менялись около
года. «Мы стараемся не повышать розничные цены, если это не вызвано
очень важными причинами – например, курсовыми колебаниями», – говорит
Вячеслав Поврозник. Впрочем, это правило касается не только бюджетных
авто. По словам Николя Шмида, маркетингового директора представительства
«Ситроен Украина», одной из главных задач для компании было сохранять
стабильные цены – с начала года стоимость всех марок Citroen не
менялась, а на некоторые модели делали скидки в 10–26 тыс. грн.
Кстати,
сейчас наблюдается тенденция: из-за роста цен на топливо всё больше
украинцев предпочитают покупать малолитражные автомобили. По данным
«Ситроен Украина», вырос процент проданных авто с газовыми установками –
с 3,4 до 6,8% (май 2011 года по сравнению с маем 2010-го)и дизельными
двигателями – с 5,8 до 8,5%.
Для наших дорог
Возможность
за сходную цену купить желаемый автомобиль появилась не только у
любителей седанов и хетчбеков, составляющих самые популярные среди
автомобилистов классы В и С (по данным официального импортёра Mitsubishi
Motors в Украине «Торгового дома – НИКО», за 5 месяцев 2011 года объём
их продаж достиг более 60% рынка). «Значительно увеличилось предложение
кроссоверов – универсалов повышенной проходимости, похожих на
внедорожники. Их популярность на наших дорогах объясняется тем, что эти
машины имеют больший клиренс», – рассказывает генеральный директор ДП
«Авто Интернешнл» Елена Дунина. По её словам, если до кризиса они
занимали 14% рынка, то сейчас – более 20%.
Рост интереса к этим
машинам обусловлен тем, что многие бренды за последние 2–3 года
выпустили мини- и компактные кроссоверы, по цене привычных седанов.
Последним хитом в этом классе стал Nissan Juke. По данным старшего
менеджера импортёра Nissan ООО «Кий Авто Холдинга» Павла Мовчана, за 2
месяца с момента появления этого авто спрос вдвое превысил предложение.
Растут
продажи и других кроссоверов, поэтому компании делают ставку именно на
них. По данным директора департамента маркетинга и рекламы компании
«Торговый дом – НИКО» Ярослава Вовка, в этом году в структуре продаж
Mitsubishi Motors кроссоверы составили 72% всего объёма продаж, тем
более что в 2010-м импортёр представил новый кроссовер Mitsubishi ASX и
обновлённый Outlander XL. «В Украине большинство семей имеют возможность
приобрести только один автомобиль, поэтому многие отдают предпочтение
моделям, которые наряду с необходимыми характеристиками городских
автомобилей имеют достаточно высокий внедорожный потенциал», – объясняет
Павел Кузьмин. Любая машина, более-менее доступная по цене и имеющая
подобные качества, будет востребована. Так, например, продажи модели
Suzuki Sx4 – компромиссной между пассажирским авто и внедорожником – за
год выросли в два раза, до 80 штук в месяц.
Между тем даже
растущие продажи в конкретных сегментах не являются показателем того,
что авторынок полностью восстановился. Если в 2008 году было продано 62
325 машин, то в 2010-м – 1626. А за 5 месяцев 2011-го – 771. От
последствий кризиса, по словам Олега Омельницкого, окончательно
оправился только сектор премиум-авто. Так, продажи автомобилей С-премиум
(BMW 1 серия, Audi A1 и пр.) за 5 месяцев этого года выросли на 155%.
Кредитный капкан
Главной
причиной, по которой авторынок не может восстановиться до докризисных
показателей, является слабое кредитование. И дело тут не в отсутствии
желания банков давать деньги, как это было в 2009-м, а в том, что
украинцы не хотят влезать в кредитную кабалу. «Люди ещё очень осторожно
относятся к кредитованию. Если до кризиса в кредит продавали 40–50%
авто, то сегодня – 10–12%», – отмечает Елена Дунина. И это при том, что
банки вовсю рекламируют кредиты на машины. «Несмотря на более низкую по
сравнению с наличными кредитами доходность, банкам придётся возвращаться
к залоговому кредитованию (автокредитованию и ипотеке), ведь именно
залоговые кредиты обеспечивают необходимые масштабы розничного бизнеса в
средне- и долгосрочном периоде», – утверждает заместитель председателя
правления по розничному бизнесу ПУМБ Дмитрий Крепак.
По словам
главы «Авто Интернешнл», процент продаж автомобилей в кредит мог бы
составить 30–35%. Тем более что многие компании сами готовы давать
кредит на свои машины, не привлекая к этому банки. Кстати, клиенты,
готовые взять кредиты, влияют и на расстановку сил на рынке. «Рост
кредитования смещает спрос в сторону более комфортных и дорогих
автомобилей», – считает Вячеслав Поврозник. Именно благодаря этому
сохраняется устойчивость позиции иномарок на нашем рынке.
Фокус