Из-за высоких цен на бензин машин на украинских дорогах
стало меньше. А введение эмбарго на иранскую нефть может заставить
водителей экономить ещё больше
Дворникам, работающим в спальных районах Киева, этой зимой
сложнее следить за чистотой. И не потому, что в прошлом году было меньше
снега. «Просто раньше эти автомобилисты хотя бы днём разъезжались, а
сейчас поставили машины, и они стоят. Как я между ними чистить буду?» —
жалуется дворничиха Светлана Григорьевна. Превратившихся в огромные
сугробы железных коней на вверенной ей территории становится всё больше —
жители дома теперь не брезгуют ездить на работу на метро, а их машины
неделями стоят на парковке.
В январе автомобилей на украинских
дорогах всегда становится меньше. По словам экспертов, из-за плохой
погоды снижение потребления бензина в этом месяце составляет 20–30%.
Однако в этом году плохой сезон для продавцов горючего может затянуться.
Автолюбители сокращают число поездок, а то и вовсе отказываются от
собственного транспорта.
За 2011 год потребление бензина в
Украине сократилось на 10%, а самого популярного, А-95, на 12%. Всё дело
в цене, ведь за год бензин подорожал практически на треть — с 7,95
гривен за литр в конце прошлого года до 10,24 в конце января. В нынешнем
году владельцы машин будут заливать в баки ещё на 5% меньше. «Сейчас
сети АЗС стимулируют покупку бензина от 10 литров, хотя раньше получить
бонусы могли только покупающие полный бак горючего», — рассказывает
замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
Каждый виток
подорожания бензина влечёт за собой новые потери клиентуры для АЗС.
Очередной психологический барьер в 11 грн. за 1 л бензина автомобилистам
предстоит пройти уже в этом году — международные финансовые организации
пророчат подорожание нефти на 20–30%. Вслед за топливом возрастут в
цене транспортные перевозки, услуги такси, туристические путёвки и почти
все продукты питания.
Пошли на принцип
В
2011 году главной причиной роста цен на нефть были революции и волнения
на Ближнем Востоке. В этом году фактор риска переместился ещё дальше на
восток — в Иран. В ноябре Международное агентство по атомной энергии
обвинило Иран в тайной разработке ядерного оружия. Чтобы лишить ядерные
программы финансирования, страны Евросоюза ввели эмбарго на покупку
иранской нефти: все существующие контракты должны быть закрыты до конца
июня.
Иран — пятый производитель нефти в мире. На его долю приходится
5% всей мировой добычи. Хотя главенствующая в OPEC Саудовская Аравия
уже во всеуслышание пообещала, что мир не почувствует дефицита нефти,
Международный валютный фонд назвал эмбарго самой существенной на данный
момент угрозой мировой экономике. «Если Иран в ответ на международные
санкции перекроет Ормузский пролив, через который осуществляется свыше
трети всех танкерных перевозок, цена нефти может вырасти на 20–30%, до
$130 за баррель», — говорится в докладе международной организации. А по
мнению главы Национальной иранской нефтяной компании Ахмада Калехбана,
цена вообще может достигнуть $150 за баррель.
Украинские сети АЗС
живо реагируют на повышение мировых цен. «Если нефть подорожает до $130
за баррель, то примерно через месяц бензин А-95 будет стоить 11,5
гривен за литр», — предсказывает директор «А-95» Сергей Куюн. В
структуре себестоимости бензина цена нефти составляет 55–60%, поэтому
подорожание нефти на 30% автоматически поднимает цены на бензин на 15%.
Если нефть повысится в цене даже на пять процентов и повышение
продержится хотя бы несколько недель, цена на украинских АЗС вырастет,
уверен Рябцев из НТЦ «Психея»,
Кроме международных факторов, ситуацию
на рынке бензина в Украине осложняет налоговое давление. С 2012 года
акцизы на бензин выросли примерно на 10%, до $198 за тонну. «В начале
года цены на нефть немного просели, поэтому акциз не стал фактором
роста. Однако если нефть начнёт дорожать, это сразу отразится на
ценниках АЗС», — рассказывает глава пресс-службы «Галнефтегаза» (сеть
заправок «ОККО») Олесь Пограничный.
Даже
угроза сокращения потребления не заставит АЗС пойти навстречу
покупателям. «Повышение цены всегда негативно сказывается на продажах — в
течение приблизительно месяца спрос падает на 5–15%, а потом
возвращается к прежним показателям», — говорит финансовый директор сети
столичных АЗС «КЛО» Игорь Чернявский. Впрочем, АЗС вполне могут пережить
и некоторое снижение спроса. По оценке Рябцева, у них есть достаточный
запас прочности: работают они с маржей в 7–8%, а при торговле
евробензинами — и со всеми 15%.
Вперёд и вверх
У
автомобилистов никакого запаса прочности уже нет. Киевлянин Вячеслав
Степанюк последние несколько недель ездит на работу в основном на
общественном транспорте, хотя не так давно купил новую машину. «Это
слишком дорого — ежедневно ездить через полгорода туда и назад. Тем
более с учётом того, сколько бензина сгорает в пробках», — говорит он.
Теперь Вячеслав садится за руль лишь ради еженедельной закупки продуктов
в супермаркете или по каким-то срочным делам. В остальных случаях
спускается в метро.
Сэкономить можно, если перевести автомобиль
на газ. Сейчас его цена — 5,6 грн. за литр. Но за установку газового
оборудования нужно заплатить 4500–5500 гривен. Окупятся такие расходы не
сразу, тем более что цена автомобильного газа тоже не стоит на месте —
прошлым летом, на пике спроса, газ подорожал до 7 грн. за литр.
Если
Степанюку и другим автолюбителям удаётся избежать лишних расходов,
сократив число поездок, такси и коммерческие перевозчики не могут
экономить на бензине. Поэтому повышение цен на АЗС сразу отразится на
ценниках в магазинах.
«Если посчитать полностью всё, что влияет
на цену хлеба, то мы видим, что в его себестоимости большая доля
приходится на бензин, чем на зерно», — рассказывает аналитик МЦПД
Александр Жолудь. По его словам, в себестоимости многих продуктов
топливная составляющая достигает 15–20%.
«Раньше мне было
гораздо проще договориться о покупке корма для моих пяти коров и дешевле
было довезти молоко на место», — рассказывает Екатерина Марченко,
торгующая молоком на Дарницком рынке. Недавно ей пришлось поднять цену
на литр молока с 7 до 8 гривен.
По словам экспертов, кроме продуктов
и транспортных услуг после подорожания бензина вырастут в цене все
крупногабаритные товары с невысокой себестоимостью — бетон, песок, мел.
Подорожание авиаперевозок отразится на цене туристических путевок.
Станут дороже синтетические ткани и шины, в себестоимости которых 30%
приходится на нефть.
Пока глобальное подорожание лишь в
прогнозах. Но за прошлую неделю, когда только объявили об эмбарго,
нефть марки Urals подорожала почти на 3%, до $110,4 за баррель. А
значит, угрозы Ирана и предупреждения МВФ могут скоро оказаться
реальностью.
Наталья Гузенко, Фокус