Ремонт турбин, стартеров, генераторов и рулевых
реек-одно из самых популярных рекламных объявлений. Технология восстановления запчастей и основные термины
Восстановлению подвергаются множество компонентов
автомобиля: генераторы, стартеры, рулевые рейки, бензонасосы, ШРУСы,
диски и корзины сцепления, тормозные суппорты, кондиционеры,
пневматические тормоза, топливные насосы, помпы систем охлаждения,
детали подвески и рулевого управления и многое другое.
Тем не менее, существует ряд заблуждений, касающихся этой
деятельности. Мнения различны и противоречивы. Нет четкого понимания и
каких -либо договоренностей среди участников рынка, какие запчасти
называть восстановленными, а какие — отремонтированными
(псевдовостановленными). Грань между этими понятиями достаточно размыта в
сознании потребителей, а зачастую, не без корыстных целей, одно
подменяют другим.
По вышеперечисленным причинам, одно из распространенных заблуждений
по поводу восстановления сводится к тому, что заниматься
восстановлением запчастей — это абсолютно нерентабельно и
нецелесообразно. Купить вполне хорошие турецкие (китайские) запчасти
проще и дешевле, чем восстановить деталь, да и по качеству они не
уступают восстановленным. Подобный настрой — не редкость: участники
авторемонтного бизнеса (зачастую субъективно) не питают доверия к
восстановленным запчастям. Производители же новых агрегатов и запчастей и
вовсе настроены негативно ввиду конкуренции.
В Европе очень популярна «Excange» - технология - обмен неисправного
агрегата на восстановленный, причем старый агрегат идет в зачет части
стоимости восстановленного, а в дальнейшем он станет тем самым «донором»
для восстановленного изделия. Такой подход экономичен и практичен, он
позволяет значительно сократить время простоя машин поскольку не нужно
ждать, пока проведут ремонт: сняли старый узел, тут же установили
восстановленный и автомобиль снова в работе. Кроме того, он является
гарантией эксплуатационной надежности, ведь при восстановлении в
заводских условиях качество изделия будет соответсвовать новому.
Чтобы разобраться в терменологии, обратимся к международной классификации методов восстановления запчастей.
REMANUFACTURED («воспроизведенные»). Детали восстанавливаются на
производственных мощностях заводов-производителей. Повторно используется
только корпус, если на нем отсутствуют механические повреждения. После
очистки в корпус вставляются новые комплектующие, затем агрегат
упаковывается в фирменную коробку и снабжается инструкциями по
установке.
REBUILT («восстановленные»). Считается самым популярным способом
восстановления сложных и дорогих автокомпонентов. Осуществляется на
крупных предприятиях со своим производством. Прежде всего агрегат
полностью разбирают, корпус очищают пескоструйным аппаратом, моют в
ультразвуковой мойке, химическим способом наносят новое защитное
покрытие. Повторно используется только корпус и неизнашиваемые узлы,
если на них отсутствуют механические повреждения. Все неисправные детали
заменяются новыми. После сборки каждый агрегат проходит проверку на
специальном стенде. Затем агрегат упаковывают в фирменную коробку вместе
с инструкциями по установке и гарантийным талоном. За широкое
распространения данного метода в Европе, специалисты еще иногда называют
его «Евровосстановление». В Беларуси таким методом восстанавливают
автомобильные агрегаты всего пару компаний.
Здесь необходимо провести черту и условно разделить восстановленные запчасти на «надежные» и «ненадежные».
Запчасти, получаемые перечисленными выше видами восстановления, не
уступают порой по качеству новым запчастям. Производители дают на них
гарантию, они выполнены из качественных комплектующих. Перечисленные же
ниже способы восстановления являются причиной в целом негативного
отношения к восстановленным запчастям.
RECONDITIONED («отремонтированные»). В процессе восстановления
агрегатов не используется сложное технологическое оборудование. Корпус
детали, как правило, очищается металлической щеткой и покрывается
«серебрянкой», (прчем окрашиванию часто подвергаются и те области, где
краски быть не должно) на место сломанных деталей ставятся новые,
неоригинальные либо бывшие в употреблении, но прошедшие проверку
комплектующие. Полной замене подлежат только интенсивно изнашиваемые
детали — подшипники, втулки, щетки, резинки, сальники и т.д. Упаковка и
сопроводительные инструкции отсутствуют. Этот метод «восстановления»
очень популярен на авторынках Беларуси, в частности на точках, торгующих
б.у. запчастями; а вот в Европе, Японии или США — практически не
используется. Тестирования на стендах такие изделия не проходят,
Гарантия, как правило, не более месяца.
REPAIRED — «отремонтированные» запчасти, на которые новые комплектующие
не ставятся вообще, взамен используются исправные рабочие детали с
других агрегатов, другими словами — из двух-трех неисправных агрегатов
собирается один рабочий. Такой вид восстановления является типичным
случаем «гаражного восстановления». Гарантия: (если вообще есть) 1-2
недели.
USED — «бывшие в употреблении». Детали, снятые на авторазборках с
неисправных и разбитых (а иногда и краденных) машин. Агрегаты в этом
случае не диагностируются (исправен он или нет покупатель узнает только
установив его на автомобиль), упаковка и наклейки отсутствуют. Гарантия:
2-3 дня на «проверку»
Становится очевидным следующий факт: чем более качественное
оборудование и детали используются в технологии, тем надежнее
восстановленный агрегат.
Часто клиенты не хотят использовать восстановленные запчасти, для них
выгоднее купить турецкие (китайские) аналоги. Как показывает практика, в
Китае производитель производителю рознь. Те, что работают на мировой
рынок, действительно не уступают по качеству ведущим мировым
производителям, но их цена лишь слегка ниже западных аналогов, и уж
точно сравнима с ценой восстановленных запчастей.
Что же касается остального китайского производства, то здесь речь
идет о так называемом контрафакте и за качество подобной продукции
ручаться вряд ли кто-либо может. Информация о технических
характеристиках такой продукции отсутствует вовсе или не соответствует
действительности. Часто на коробках и в названиях присутствует слово
GERMANY, хотя на действительно европейских запчастях известных брендов
ОБЯЗАТЕЛЬНО будет европейский штрих код и подпись Made in….. В общем
качество этих запчастей ничем не лучше качества низкосортнго китайского
ширпотреба.
Есть и еще один важный аспект. Новые детали для старых автомобилей
производить в малых количествах невыгодно, а производители, особенно из
Китая не готовы работать с малыми тиражами изделий (для них это
экономически нецелесообразно). В этом случае восстановление -
практически единственный возможный выход. Именно поэтому в Европе
принято забирать из автосервисов вышедшие из строя запчасти, которые
затем отправляют на фабрики для восстановления. Специалисты определяют —
подлежат они восстановлению или нет. Эти детали подвергаются чистке,
разборке и сортировке. Пригодные для восстановления детали берут в
работу. Треснутые, сломанные или сгнившие изделия идут на лом.
Если восстановленные детали будут поступать на рынок наравне с
новыми, не стоит этого опасаться. Гарантия на восстановленные запчасти
такая же, что и на новые, они проходят те же самые проверки, испытания и
сертификацию, срок службы одинаковый.
Восстановление автомобильных деталей силами обычного автосервиса
невозможно. В условиях автосервиса деталь можно лишь осмотреть, промыть,
очистить, затем выяснить — стоит ли с ней работать. Качественное
восстановление (Евровосстановление) деталей возможно только на фабрике.
Восстановление - это своеобразная "реинкарнация" детали -это конечный
продукт вторичной обработки. После промышленного восстановления,
старая деталь - это эквивалент новой, и в большинстве случаев, абсолютно
неотличимая от новой деталь. Самым же важным моментом, определяющим
популярность восстановления – это экономическая целесообразность.
Восстановленная деталь позволяет значительно сэкономить средства при
ремонте, поскольку ее стоимость на 40-50% ниже стоимости нового изделия.