Сотрудники ГАИ чаще всего останавливают
водителей из-за превышения скорости. Как правильно превышать скорость и
чем чреваты гонки по городу, должен знать каждый водитель. В помощь
автомобилистам вся правда о радарах и о том, как с ними бороться.
Сотрудники ГАИ чаще всего останавливают
водителей из-за превышения скорости. Это вполне справедливо, и спорить с
тем, что несоблюдение скоростного режима опасно как для самого лихача,
так и для окружающих, абсурдно и бесперспективно. Но порой ситуации
оказываются достаточно спорными.
Причем виновниками такой неоднозначности являются и представители
ГАИ, и техника, с которой они работают, и сами водители. Разоберемся в
этом вопросе, а также выясним, как можно сэкономить на штрафах за
превышение скорости
Слепой и зрячий
Сегодня на вооружении ГАИ находятся восемь официально утвержденных
измерителей скорости: «Беркут», «Сокол», «Искра-1», «Радис», «Рапира»,
«Визир», «Арена» и TruCam. То есть если вам показывают вашу скорость, к
примеру, на микроволновке или мобильном телефоне, подключенном к
ноутбуку, – знайте, действия сотрудника ГАИ нелегитимны и стоит
насторожиться. Все вышеперечисленные радары можно условно разделить на
два вида: с видео- и фотофиксацией и без таковой. Начнем с последних.
Радиолокационные измерители скорости российского производства «Сокол»
и «Искра-1» близки по техническим характеристикам, но работают в разных
частотах. «Искра-1» способна также фиксировать скорость не только
встречной «мишени», но и удаляющегося автомобиля. Правда, оба радара
морально устарели и имеют целый ряд недостатков.
На помощь им пришли «Беркут» и «Радис», которые на порядок более
компактны и имеют целый арсенал новых функций. «Беркут» весит 600 г, а
«Радис» вообще оказался рекордсменом с весом 230 г и размерами,
сравнимыми с мобильным телефоном. Кстати, в «Радисе» даже есть
встроенный фонарик с ультрафиолетовым светом – может, для проверки
подлинности купюр? Нет! Исключительно для подсветки документов!
Вторая группа радаров, в которую входят «Рапира», «Визир», «Арена» и
TruCam, хоть и разные по спецификациям и цене (к примеру, «Визир» стоит
порядка 25 тыс. грн., а стоимость «Арены» для ГАИ, то есть для
налогоплательщиков, переваливает за 150 тыс. грн.), но обладают одним
«неприятным» свойством: с помощью встроенной фото- и видеокамеры могут
зафиксировать госномер автомобиля нарушителя и засвидетельствовать, что
превысил скорость именно он. Самое интересное, что наши умельцы и здесь
смогли адаптироваться и наловчились обманывать даже «всевидящее око».
Но об этом немного позже. Вне зависимости от того, на какой «фен» или
«камеру» вас поймали, вы имеете полное право потребовать у сотрудника
ГАИ действительный сертификат, подтверждающий соответствие радара
требованиям точности измерения. Это ваше законное право, так как если
остановивший вас сотрудник все же выписывает протокол об
административном нарушении, в него необходимо занести данные прибора,
указанные в сертификате. Если же таких данных не окажется – это будет
одним из оснований для отмены постановления о штрафе в суде.
Кстати, о наказании «рублем».
Два по «100», один по «50» и общественные работы
Парадоксально, как и все в нашей стране, но факт: скоростной режим
хотя бы раз в жизни нарушали абсолютно все водители, но какой за это
нынче предусмотрен штраф – многие не знают. Итак, если стрелка вашего
спидометра поднялась не выше чем на 50 км/час от разрешенной на данном
участке дороги скорости – вы отделаетесь 255–340 гривнями. В случае если
превышения в 50 км/час вам мало и вы думаете, что ваше генеалогическое
древо уходит корнями в Германию в древний род Шумахеров, – готовьтесь
выложить 510–680 грн. или посвятить 30–40 часов общественным работам.
Кстати, еще меньше граждан знают, что такое «общественные работы».
Как выяснилось, под этим понятием у нас в стране подразумевается уборка
улиц, покраска заборов, расчистка снежных сугробов и т.д.
А уверенность наших водителей в «неприкасаемых 20 км/час» – правда
чистой воды. Такое превышение не считается административным
правонарушением.
Водители не сдаются
О том, как автомобилисты обходят радары ГАИ, сегодня можно писать
книги. Такое противодействие напоминает старый диснеевский мультик «Том и
Джерри», где кот – это ГАИ, а мышка – безобидные водители. Правда, в
реальном противостоянии в борьбе используются не мультяшная домашняя
утварь, садовые инструменты и продукты питания, а всевозможные
приспособления, уловки и даже современные технологии.
Самый распространенный способ ухода от ответственности – внимательно
наблюдать за встречным движением и вовремя улавливать сигнал дальним
светом соседа по потоку. Этот жест водительской солидарности уже давно
прижился на наших дорогах и является, пожалуй, самым надежным из
незапрещенных средств избежания административной ответственности.
Есть, правда, целый ряд нелегальных уловок. В самый разгар
злополучной эпопеи с «письмами счастья» что только ни придумывали наши
водители, чтобы их номер не засветился перед радаром: и наносили
специальные светоотражающие спреи, и устанавливали затемняющие рамки, и
даже монтировали сменные номера, а то и вовсе снимали их со штатных
мест.
С отменой автоматической фиксации правонарушений и обязательности
составления протокола сотрудниками ГАИ необходимость в утаивании номера
отпала сама собой. Хотя даже сегодня есть уникальные индивидуумы,
которые на свой страх и риск, дабы скрыть свой номер от объектива
«Визира», заклеивают его часть куском мокрой газеты – мол, «случайно по
дороге прилепилось». Но основная борьба переместилась в более
цивилизованную плоскость.
Называть своими именами
На рынке Украины есть множество видов «антирадаров». Здесь, правда,
следует сделать одно, но очень важное замечание. Дело в том, что словом
«антирадар» называют определенное активное устройство, которое отражает
излучаемые гаишным радаром волны и передает их обратно на измеритель
скорости, искажая показатели.
Такие устройства запрещены на территории нашей страны, а за их
использование предусмотрена очень серьезная ответственность, вплоть до
уголовной. Мы все же исправимся и вернемся к рассматриваемым нами
радар-детекторам. Их основная функция – раннее определение
установленного на пути следования радара и предупреждение водителя
специальным звуковым и световым сигналом. Действие таких приспособлений
никак не регламентировано, а значит их использование разрешено.
Представленные в Украине радар-детекторы отличаются ценой (от 400
грн. до 10 тыс. грн.), чувствительностью и точностью настроек. Они
работают на X, K и Ka частотах – на них же трудятся радиочастотные
«Визир», «Беркут» и «Радис». Кстати говоря, недавно установленный в
тестовом режиме (скажем по секрету) на Столичном шоссе, 100
ультрасовременный радар «Арена» не обнаруживается радар-детекторами, так
как стационарно снимает с верхней точки в попутном направлении.
А если все же «тормознули»
Если вас все же остановили сотрудники ГАИ и инкриминируют вам
превышение скорости, не стоит сразу отдаваться «в лапы правосудия». Для
начала следует разобраться в ситуации. Во-первых, говорите спокойно,
уверенно и внятно. Не нужно сразу соглашаться с вердиктом инспектора.
Во-вторых, если вы действительно превысили и на радаре именно ваша
скорость, затребуйте, как мы советовали выше, сертификат на данный
радар, а также проверьте, опломбирован ли сам прибор.
Проследите, чтобы в протоколе был отражен его номер. В случае если
радар не снабжен функцией фото- или видеосъемки, в протоколе должна
присутствовать дополнительная доказательная база, к примеру показания
двух независимых свидетелей. Кстати, если их подписей нет, вы тоже
можете оспорить данное решение в суде. Каждый человек сам вправе решать,
как вести себя на дороге. Одни носятся сломя голову, другие –
максимально строго соблюдают ПДД. Главное – всегда оставаться людьми, в
том числе и за рулем, и помнить: превышение скорости является нарушением
ПДД и карается по закону.
Где чаще всего в Киеве сотрудники ГАИ замеряют скорость с радаром
Краснозвездный пр-т, пр-т Дружбы Народов, Столичное шоссе, ул.
Саперно-Слабодская (на съезде с Южного моста), пересечение ул.
Заболотного и Метрологической, пр-т Глушкова (выезд и въезд в город по
Одесской трассе), пр-т Бажана (на съезде с Южного моста), Днепровская
набережная, ул. Бориспольская, пр-т Броварской, пр-т Генерала Ватутина
(район Московского моста), пр-т Воссоединения (район моста Патона),
бульвар Перова, ул. Богатырская, Московский пр-т, бульвар Леси Украинки,
Набережное шоссе, Кольцевая дорога, ул. Елены Телиги, ул. Электриков,
проспект Победы, Надднепрянское шоссе
Комментарий Ростислава Шапошникова, руководителя общественного проекта «Дорожный контроль»:
Далеко не каждый водитель знает, что согласно ст. 251 КУпАП
доказательством нарушения могут быть лишь данные того прибора, который
обладает функцией фото- и видеозаписи. Инспекторы ГАИ не имеют права
обвинять автомобилистов в превышении скорости, ссылаясь на показания
измерителей «Беркут», «Сокол», «Радис» и т.д. В случае штрафа такие
постановления, как правило, отменяются в судах. Если инспектор собрался
выписывать протокол, предупредите его, что его решение будет обжаловано и
в случае победы в суде он будет привлечен к дисциплинарной
ответственности согласно приказу МВД №77. Часто это приносит эффект и
водителя отпускают.
cripo.com.ua